Андрюшкин ЖЖ

Подзаголовок

Первый лыжный поход
andrewkolpakov
7—8 апреля, очень лыжно-туристический район Калистово — Яхрома. Снега в лесу почти метр. Действующие лица: я и Олег, кто же еще :-)

1. Мачете — лучший инструмент для похода. Если бревно не толще 15 см, мачете работает быстрее, чем пила или топор. Даже очень-очень толстые ветки перерубаются с одного удара. Весит меньше 0,5 кг. И агрессивно лающие собаки перестают повышать пульс :-)

2. Лыжи. У меня были лыжи 180 см на вес 40 кг. Или на 50 кг. Вместе с рюкзаком я весил под 100. Общий вывод: лыжи в лыжном походе почти не важны. Желательно, чтобы не проваливались. Они меня почти всегда держали. Правда, настоящие лыжные туристы, которых мы встречали на пути, ехали на более широких (наверное, 50 или 55 мм) и более длинных лыжах. Наверное, это небольшое увеличение площади поверхности неплохо помогает. Общий вывод: идти можно на любых лыжах, но, если покупать для походов, лучше купить туристические.

3. Скольжение и держание. В начале лыжи хорошо скользили и держали. Потом пошел ледяной дождь. (Температура отрицательная, но идет дождь. Все деревья и, например, лыжные палки покрывались ледяной коркой.) Такая вещь, как держание, исчезло. (Это ведь и для гонщиков самые сложные условия!) По равнине можно было только шагать. Держание незначительно улучшалось в течение получаса после обеда :-) А за час до обеда лыжи вообще держат вперед, но не держат назад.

На следующий день был явный плюс. Пожалуй, лыжи держали чуть лучше. Но все равно очень плохо.

4. Наст. В первый день мы без проблем ехали по полям. Оставляли позади себя небольшую лыжню (при глубине снега, наверное, в 80 см). Напомню, ночью до этого был минус. Во второй день, когда всю ночь был плюс, прочность настал ослабла, мы стали проваливаться чуть глубже, а иногда уходили под снег на полметра (первой всегда тонет пятка). Наверное, широкие лыжи бы помогли, но, скорее всего, здесь все сильно зависит от условий. В любом случае, лыжи уверенно держат там, где ноги не держат никак :-)

5. Маршрут. Мы выбрали самое лыжное место Подмосковья: участок между Калистовом и Яхромой. В начале первого дня долго продирались через лес, в остальном же ехали по просека ЛЭП и газопровода (на участке 2 ЛЭП и 1 газопровод, что дает развернуться). В первый день лыжней почти не было, а во второй день мы ехали по лыжне, которую оставила группа туристов. По лыжне побыстрее. По лесам на лыжах едется неплохо, по лыжне тоже хорошо, а через густой лес пробираться тяжелее, чем бегом. Планировать маршруты нужно соответственно, большой участок через лес займет очень много времени.

6. Лес. В начале первого дня мы шли 1,5 км через лес. Шли около двух часов. И это я еще в самом начале сменил лыжные палки на мачете. Пожалуй, мачете сэкономил нам еще один час, потому что мы смогли проходить через такие места, которые пришлось бы долго обходить. Кстати, почти сразу поняли, насколько лыжи крепко сделаны, как они гнутся и как позволяют заезжать на кочки, съезжать в ямки, переезжать бревна и пр. Но, все равно, нужно быть аккуратным. Остаться в лесу без лыж, когда пешком проваливаешься по пояс — неприятненько.

7. Крепления. На одних лыжах были NNN R3, на других старые туристические крепления-автоматы NNN. Поначалу R3 казались крутым, но впоследствии выяснилось, что туристические крепления можно надевать и снимать, даже не наклоняясь (вщелкиваться прям так, а кнопку для выщелкивания нажимать палкой), и еще что туристические остались целы, а R3 поломались :-) (В общем, R3, R4, Xcelerator — для гонок, а туризму — туризм!)

8. Палки. Темляки-капканы в сто раз лучше, чем простые петли. Конечно, их дольше снимать и надевать, но руки устают меньше, мозолей натирается меньше, перчатки изнашиваются меньше, и вообще они менее требовательные к рукам и перчаткам. Лапки чем больше — тем лучше. Да и длина, по-моему, лучше побольше, чем стандартные рекомендации. Иногда хочется на руках поехать, а приходится слишком сильно наклоняться вместе с 20 кг рюкзаком. А попеременно руками в любом случае не работаешь активно, и длинные палки мешать не будут. Плюс, они проваливаются. В общем, можно брать коньковую длину палок.

10. Ботинки. Если лыжи не важны, то ботинки важны. У меня были маленькие по размеру и, по сути, гоночные. Я сильно намял ноги на большом пальце, у меня почему-то болел ахилл (скорее, просто из-за неудачной конструкции — исключение, а не правило), ноги не замерзли только потому, что было тепло, и еще ноги небыстро, но промокали. За несколько часов промокали целиком. Поэтому важно взять туристические ботинки, большого размера, с запасом на толстый носок (по необходимости), чтобы пальцы в любом случае не казались переда ботинка. Желательно (не знаю, бывают такие, или нет) брать непромокаемые ботинки. И такие, чтобы к ним можно было прицепить гамаши. Сухость обуви зимой сильно помогает. Особенно когда градусов меньше, чем было в этот раз.

11. Ноги были мокрыми, все стандартно: ноги распариваются и начинают немного жечь. Не так, как летом, когда в носки забивается грязь, становится абразивом и дает непередаваемые ММБ-шные ощущения жжения. Но все равно, немножко есть. На привалах мы замерзнуть не особо успевали, было тепло (и останавливались там, где ветра нет). Вечером и утром ноги подзамерзали.

12. Сушка вещей в спальнике. Мы взяли в спальник перчатки и ботинки. И то, и другое осталось очень мокрым. Пожалуй, первая задача в забирании вещей в спальник — не дать им заледенеть :-). Если температура плюсовая, можно и не брать. Хотя замечу, что утром я надел обувь с меньшим дискомфортом, чем в мокрых летних походах надеваю кроссовки. Олег взял только одну пару носков. Их и сушил в спальнике. С ног пришлось снять, потому что холодно. К утру они так и не высохли. Общая мысль: нужно спать в сухих носках. А проводить день можно и в мокрых, все равно довольно комфортно. (Утром мне было поприятнее, но через 30 минут мы сравнялись в ощущениях. Или не через 30, а через 120 — потому, что еще 90 Олегу потребовались, чтобы выгнать из организма утренний холод, который в меня не успел попасть.)

13. Костер. На этот раз одна таблетка сухого горючего решила все проблемы. Костер загорелся сразу. С мачете очень удобно заготавливать сучья. И лес мы выбрали с елками. Посложнее с качественным долгим костром, толстые бревна горели неохотно. Но мы все равно согрелись, полчаса кипятили гречку, всего вскипятили 3 кастрюли, на недолгое время все-таки сделали очень жаркий костер, у которого было очень хорошо :) Очень хорошо, что взяли костровой трос. Сложно передать, сколько он сил и времени он сэкономил и сколько комфорта доставил.

14. Сушка у костра. Реально у костра сушится только та одежда, которая на себе. Например, перчатки отлично сушатся. Если что-то сушить, подвесив рядом с костром, или сушить в руках, или поставить рядом с костром, то либо не высохнет, либо сгорит. Либо сгорит, но не высохнет. Если ботинки мокрые, их не высушишь полностью.

15. Вода из снега. Мы специально набирали белоснежный, кристально-чистый снег для воды. На деле он оказывается хвойным настоем с ярко-выраженным вкусом. В гречневой каше этот вкус теряется, но в чае, кофе и овсянке он явно преобладает на вкусом основного продукта. Жить можно. Есть можно. Пить можно. Но начинаешь думать о том, чтобы брать с собой воду или специально искать ручьи/речки, чтобы набрать воды. Не ясно, что делать при сильном минусе, когда любая вода в любой емкости замерзнет.

16. Чай. Я взял два термоса: в один налил чай без сахара, в другой - чай с 5 ложками сахара и 1 ложкой изотоника на 1 литр. В общем, если просто по жизни (или, скажем, после скалодрома) имеет смысл пить чай без сахара, то поход, несмотря на свою низкую интенсивность, это серьезная физическая нагрузка, от которой при одном упоминании чая без сахара хочется или рассмеяться, или заплакать :-)

17. Еще мы сделали термос с кофе. По вкусу это на 2/3 хвойный отвар и на 1/3 кофе. Олег выпил граммов 200. Я — остальные 800. Если зажать нос рукой, то на вкус — отменный кофе. Сначала я так и пил, но потом научился не обращать внимания на запах :-)

18. Гречневый суп с тушенкой — отличное дело, но «овсяный суп» был отстойным. С овсянкой крайне нежелательно промахиваться с количеством воды. И еще, надо бы в нее добавлять сгущенку, сахар или что-нибудь еще приличное. Поход, все-таки.

19. Скорость передвижения. На лыжах, в целом, чуть выше, чем в пешем походе. О сравнении даже с легкой лыжной тренировкой не может быть и речи. Но пешеходная скорость на лыжах выше. (Всяко выше, чем пешком в это же время года. Или даже чем пешком на снегоступах.) Еще очень радостно ехать вниз с горок, не прикладывая никаких усилий :-). Интенсивность лыжного и пешего похода, по сути, одинаковая. Если сравнивать ходьбу по шоссе с ездой по хорошей лыжне, то на лыжне можно двигаться с несколько большей интенсивностью. Все-таки руки работают, ноги иногда хотят проката, и пр. (Разница такая же, как и между ходьбой по равнине и ходьбой в подъем. По равнине пульс выше 100 или, скажем, 110 не уходит, а в горку легко получается и 130, и 150, а при желании и все 180 :-). Если стараться ехать быстро, никаких сил не хватит так ехать все 8 часов :)

20. В первый день мы двигались с 8:40 до 16:20 (7:20, включая время привалов). Проехали 22 км. Из них 1,5 км по лесу, которые мы ехали часа 2. Во второй день мы двигались с 9:20 до 14:40 (5:20, включая время привалов). Проехали 19 км. Получается, что, если планировать маршрут, не стоит закладываться на нечто большее, чем 4 км/ч :-)

21. Организация дня. О летних походах обычно думаешь, как о ходьбе с некоторыми необходимыми дополнениями (обед, разжигание костра, установка палатки, утренние сборы). О зимних так думать опасно. Мы, к счастью, решили остановиться на ночевку раньше, чем планировали, потому что увидели очень хорошее место. И потом, что устали :-) Это оказалось очень грамотным решением: остановились мы в 16:20, но спать легли только в 22:30. Целых 6 часов нам потребовалось на всякие хозяйские дела. Можно сказать, что это были часы активной работы. Первые 2 часа мы откапывали место для стоянки, место для костра и проход между ними. Откопали добрых 20 кубометров снега. Своими руками, без всяких инструментов. (Точнее, инструменты были: мачете, пила и кусочки пенки.) Подумали о том, что зимой хорошо бы иметь какую-нибудь легкую лопату. Откопали добротно, почти до земли. В палатке спали хорошо, земля была ровной, никакого прокрустова ложа мы сами собой в снегу не продавили. Вокруг костра тоже было свободно и хорошо. В общем, поздний приход на ночевку зимой — это серьезная ошибка, потому что вместо отдыха будет ждать еще куча работы :)

22. Хлопок vs. Термобелье. Я решил сделать несколько экспериментов. В том числе, начал идти в хлопковой футболке. Потому что любое термобелье в итоге намокает. Особенно, когда над ним 20-кг рюкзак. Через 2,5 часа (я был в футболке и флиске) спина была очень мокрой и ей было очень некомфортно. Я не особо верил в то, что с термобельем станет лучше. Но переодевался, потому что в мокрой футболке было очень противно обедать. (Уж лучше голым, теплее :-) И еще флиску заменил на дышащую ветровку. В этот момент мне стало комфортно, и больше никуда комфорт от меня не уходил. Конечно, если интенсивность еще повысить, то термобелье точно так же намокнет. Но главное то, что термобелье намного лучше, чем хлопковая футболка. И еще, по-моему, ветровка лучше флиски. Когда пошел дождь, ветровка вроде бы была насквозь мокрой, но мне было комфортно. А с мокрой флиской все равно чувствуешь, что она мокрая. И сохнет она дольше.

23. У нас обоих были полиэстеровые (гладкие, скользкие :-) треники Asics, которые вообще неплохо зарекомендовали себя в походах. Но у меня еще под ними было термобелье. Похоже, это хорошее решение, потому что жарко от термобелья мне никогда не было (напротив, можно поменьше надевать на верх), а вот Олегу холодно было.

24. Перчатки. Работать с дровами и с мачете лучше в строительных перчатках. А вот на лыжах, особенно с темляками-петлями вместо капканов, лучше ехать в хороших лыжных перчатках, иначе можно очень сильно натереть руки.

25. Приготовление завтрака на горелке внутри палатки. Попробовали первый раз в жизни. Больше всего меня интересовали рассказы бывалых людей об их походах в -35. «Разведешь примус в палатке, так хорошо становится, тепло, народ просыпается». И думаешь, что ж там за тепло в -35? «Ну, -25 — это очень тепло после -35!». В общем, действительно, дело хорошее. В палатке стало явно теплее. А после кипения воды в палатке так и просто туман образовался :-) Получилось очень хорошо: поели в тепле и только потом стали собираться. Думаю, это прекрасный вариант для зимнего (снежного) похода, и излишний для летнего. Потому что летом утренний костер разводится очень быстро. Зимой с этим больше проблем.

26. Отдых у костра. К моменту остановки на ночевку мы были очень уставшие и голодные. После 2 часов копания снега мы были... В общем, мы просто были. Еще и замерзшие. (Медленно копали :-) Если до такой степени усталости довести себя на обычной лыжной тренировке, то даже на следующий день ничего делать не сможешь :-) А тут, пока грелись у костра, пока сидели, пока садились и вставали, пока грели ноги (без носков и ботинок :-), и пока ели целую кастрюлю наивкуснейшей гречки с сочной тушенкой, вдруг заметили, что мы уже неплохо отдохнули! И набрались сил, чтобы поспать.

27. Сон. Легли в 22:30, встали в 7:30. У меня все получилось неплохо: просыпался даже реже, чем каждый час, что уже говорит о хорошем сне. Ничего себе не отлежал. Иногда даже неплохо спал на боку. Когда просыпался не то в 5:30, не то в 6:30, чувствовал, что сейчас вставать я не хочу. А вот в 7:30 наступило чудесное состояние: «Что-то уже лень пытаться снова засыпать, лучше организовать завтрак». Как обычно, вечером я оделся поменьше, а запасную одежду оставил в спальнике. В три часа ночи надел куртку. Флиску так и не надевал, использовал в роли подушки. Под утро внутри спальника обнаружил лужу. И еще мокрой была вся пенка. Вот он какой, этот конденсат! Интересно, можно ли с этим как-то бороться. А Олег спал хуже: во-первых, у него не было сухих носков. Во-вторых, он посреди ночи пытался флиску надеть на ноги или что-то еще придумать. В общем, холод не дает хорошо поспать.

28. Конденсат. Он такой конденсат! Вся палатка мокрая. Все спальники мокрые. Все пенки мокрые. Я уже не первый раз ночую зимой в лесу. И каждый раз думаю: блин, а вот в трехдневный поход зимой ходят просто сверхчеловеки. Как они потом спят в этой насквозь сырой палатке и в этом насквозь сыром спальнике в такой мороз? И до сих пор не могу себе ответить на этот вопрос :) Дома попробовал влезть в спальник — мокрый, холодный. Согревается довольно быстро. Я бы и поспать не против. Но дома +25, а на улице 0. Или вообще -15. Но надо попробовать... :-)

29. Планирование трехдневного зимнего похода. Зимой много времени уходит на организацию лагеря. Много времени и сил. А еще надо отдохнуть :-) Поэтому для трехдневного лучше брать заведомо легкий маршрут, который точно можно пройти за 2 дня. Иначе есть риск обречь себя на сверхподвиги, 20 км ходьбу пешком по шоссе в лыжных ботинках, и пр. Подвиг — подвигом, но глупость остается глупостью :-)

30. Завершение похода. Очень плохо возвращаться поздно вечером в воскресенье, когда еще и вещи толком разобрать не успеешь, а завтра рано утром уже на работу. Все впечатление портится, и на работе никакой. Еще хуже, если только в 22:00 сядешь на электричку, до 24:00 будешь ехать до Москвы, до 0:30 на метро, а потом еще на автобусе. Поход-то хороший, но, скорее всего, это значит, что что-то в нем пошло не так, что в конце пришлось для скорости идти по шоссе, и впечатления будут смазанные. Мы вообще стартовали из машины и финишировали в машине. Относительно неплохо доехали до Москвы. Я дома оказался в 17:30. Хорошо! Вообще, зимой очень желательно ездить в поход на машине. Даже не то, что зимой, а в холодное время года (когда дневная температура выше +10 не поднимается). В теплое время года лучше на электричке: с ней меньше неожиданностей (не замерзнешь, во всяком случае, и подождать электричку на улице можно), и не придется участвовать в дачных пробках.

31. Наше завершение похода. Думаю, у меня еще в жизни не было ни одного похода, у которого было настолько классное завершение. Мы в середине нашего дня пересеклись с большой туристической группой, которая проложила прекрасную лыжню на ЛЭП и калистовском газопроводе. По лыжне было очень классно ехать. И места хорошие, с елками. А потом нас должно было ждать что-то ужасное: не понятно, в какой момент посреди леса резать на деревню Папертники, и не понятно, как оттуда добираться до Муранова. (Идти 4 км пешком по шоссе совсем не охота. 4 км через густой лес могут занять часов 8. По речке дороги может не быть.) Думали и про другой вариант, где нужно еще 5 км проехали по газопроводу, а потом либо по полям и тропам, либо по лесам и автомобильным дорогам возвращаться в Мураново. Но в нужный момент нас встретила просека в лесу, мы вышли на поле, в деревню Папертники, где потом пошли по следам снегохода, спустились к речке, дальше поехали по лыжне, частично через деревню, где дороги были покрыты снегом и льдом, наконец увидели родные мурановские холмы, где еще в 2005 году бегали, спустились на мурановский пруд и... вот он, родной магазин и родная машина. Свет сошелся клином, звезды выстроились в ряд. Очень хотелось жрать. Олег купил Фанту и большой Марс, а я — Колу и две вафельные трубочки со сгущенкой. Никто и никогда ни в каком ресторане мира не ел такой вкусной еды.

32. Кстати, о главном. О еде. Мы сожрали все, что было. Хотя брали, как казалось, с запасом. Бутерброды с докторской колбасой и сыром — замечательная вещь. Шоколад — вообще прекрасная. Гречка с тушенкой удалась. Вот жидкая овсянка на утро была отстойной. Чай из елового отвара — тоже. Да и просто чай без сахара — не в кассу. Кофе на еловом отваре — терпимо. На второй день случилась моя любимая походная ситуация — когда еды очень мало, и считаешь граммы, думая о том, лучше съесть сейчас или оставить на потом. Когда думаешь не о текущем обеде, а о целом дне и своем будущем. Когда ешь последний кусочек последнего бутерброда и понимаешь, что он — последний, что больше ничего не будет. Когда ешь последний кусочек шоколада. Делаешь последний глоток кофе. Вот тогда и раскрывается истинный вкус еды и вкус к жизни.

Краткое содержание:
1. Мачете — это плюс!
2. Лыжи не имеют значения.
3. Ботинки имеют значение, должны быть туристическими, большим и теплыми. Палки с большими лапками и капканами. Перчатки хорошие лыжные.
4. Из снега можно получить хвойный отвар, но не чистую воду.
5. Чай должен быть с сахаром.
6. Термобелье очень намного лучше хлопка. Ветровка лучше флиски.
7. Скорость на лыжах чуть выше, чем пешком.
8. Но планировать лыжные походы с элементами подвига — глупость.
8. Для палатки и костра нужно откопать место. Для этого нужно много времени. Поэтому не надо убиваться на лыжах ходом.
9. Костровой трос — это плюс!
10. Сухие носки для сна — это плюс!
11. Варить завтрак на горелке внутри палатки — это плюс!
12. Две зимних ночевки подряд — это п...с!
13. Завершение похода должно быть хорошим и не поздним.
14. Вкус еды раскрывается тогда, когда ее нет.

• 1
Потрсающий отчёт. Прочла с удовольствием. Нравится, как построены выводы.
Ребята, вы классные! Фото дополняют картину и представления о ваших "подвигах".
Самокритика - это плюс! Хорошо, когда можешь разглядеть свои ошибки и учесть на будущее!