Андрюшкин ЖЖ

Подзаголовок

ММБ 2011 Весна
andrewkolpakov
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

А. С. Пушкин, 1829

Мой лучший поход, приготовивший мне множество чудных открытий. У меня очень многое получилось и у меня кое-что совсем не получилось.

Краткая предыстория. Artozaurus не залечился после прошлого походика, и на этот ММБ я остался один. Зная свое ориентирование, я не собирался доходить до финиша, не собирался не спать всю ночь, но собирался брать побольше КП.

Краткое содержание. В ММБ-шной электричке заразился ММБ-шным духом и решил тоже попробовать ночью не спать. Карта ММБ оказалась рогейноподобной, промфиниш был близко, поэтому я до него дошел. Но когда я начал ставить свое укрытие от дождя, я понял, что оно не обеспечивает сухости (и, вообще говоря, оно смешное и нелепое :-), и следующую ночь мне бы пришлось без сна провести у костра. Дело было утром, до ближайшей электрички было 22 км, и я решил поехать домой.

Традиционно, выводы.

1. Я впервые пошел в поход в одиночку. Никакого чувства одиночества не было. Зато было намного больше свободы и намного меньше ответственности. И собраться в поход легче. Поэтому, ходить одному — вполне неплохая опция.

2. Я впервые хорошо ориентировался. Удивительно, но мое ориентирование в этот раз нельзя было сравнить ни с чем. В большинстве случаев я просто знал, как я буду выходить на КП, выходил и брал КП. Азимуты всегда выводили туда, куда надо. Чуть сложнее с разными лесными дорогами («Это уже та дорога или это еще не та дорога, а другая, не отмеченная на карте?»), но в случае таких затруднений я возвращался назад и повторно выходил на нужную дорогу. Думаю, качественный скачок в ориентировании связан с тем, что я шел один. Меньше разговоров, больше внимания к карте. Я думаю так долго, как мне нужно (а не так долго, как мои товарищи считают приемлемым). Я возвращаюсь назад и меняю свое мнение столько раз, сколько мне нужно (а не столько, сколько раз мне не стыдно это делать перед моими товарищами.) И, черт возьми, мне понравилось ориентирование. Особенно участок промфиниша со 150-метровой картой. Некоторые КП я брал первым из всех (до меня они были спрятаны).

3. Я много бегал. Мой рюкзак весил неприличные 11 кг. Но, когда около 2 часов ночи я был уже весь мокрый и был близок к замерзанию, мне открылась одна истина: такое замерзание лечится не одеждой, а увеличением интенсивности. Поэтому с 2 часов ночи до 10:30 утра я бежал всегда, когда была возможность бежать (приемлемая дорога и отсутствие веток и бревен на пути). Единственное, когда становилось совсем тепло, я мог и походить пешком. Медленный бег оказался намного быстрее быстрой ходьбы, но, при этом, бег не забирал намного больше сил, чем ходьба. Думаю, с 7-килограммовым рюкзаком бегать можно на порядок лучше.

4. Я не замерз. Это моя известная проблема, но в этот раз я не замерз. Рецепт до смешного прост — если тебе холодно, начинай бежать. К сожалению, рецепт неприменим к ходьбе в группе. Там нужны другие рецепты (пережидать дождь или одеваться в сапоги и непромокаемую одежду :-)

5. У меня не болели ноги. У меня не было ни одной мозоли. У меня не было распаренности и жжения. Вообще-то говоря, мой организм на промфинише был уставший, довольны и свежий. А решение проблем с распаренностью и жжением, похоже, именно такое, как еще пару лет назад советовали бывалые люди — прыгать в каждую лужу с холодной водой. Пока ноги в холоде, проблем нет. У меня они всегда были в холоде, потому что они были либо в луже, либо собирали еще больше холодной воды с травы и веток. Поэтому вечное правило для ММБ: если ты однажды промочил ноги, продолжай их промачивать в каждой луже, которая встречается на твоем пути.

(Кстати, на обратном пути к электричке, где я более 4 часов шел, не залезая в лужи, у меня появились и сильная распаренность, и сильное жжение.)

6. Я не хотел спать. Я не засыпал на ходу, меня не клонило в сон на рассвете. Я не знаю, почему так вышло. Предположений два. Первое: я бегал, это бодрит! Второе: было холодно и мокро, это бодрит!

7. Я прекрасно ел. Полный комплект еды для ММБ: хлеб, сыр, мясо, батончики. И каждые 2-3 часа можно есть что-либо из этого набора. Мне такой вариант пока очень нравится. Для еды нужно выбирать подходящее место. Один раз я взял КП под большой елью и принялся за еду прямо там. Просто вокруг шел сильный дождь, а под елью было сухо.

8. Я прекрасно пил. То есть, я вообще ничего не пил. За сутки я только один раз попил чайку рядом перед дорогой к электричке. И то попил я его просто потому, что он у меня был. За все время ходьбы к воде даже не прикасался. Думаю, это и есть правильное поведение в холодную погоду: пить только тогда, когда хочется пить ту холодную воду, которая лежит в рюкзаке. Если ее пить не хочется — то и никакой горячий чай не нужен, с водой в организме все в порядке. Поел и пошел дальше.

9. Горелка на ММБ не нужна. Горелка хороша в хороших условиях. Например, идем по солнечному Крыму, и захотелось посреди дня чайку попить. Здесь горелка зарабатывает бонусы. А в плохую погоду горелка не нужна. Например, идем мы ММБ под дождем и по болоту, замерзли, захотелось чайку попить. Пока мы будем кипятить чай, мы вдребезги замерзнем. Или идем мы ММБ, замерзли, дошли до промфиниша, решили кашу покушать. Включили горелку, и вдребезги замерзли. (Исключение: поставили тент, переоделись в сухое, включили горелку прямо под тентом и...) Любая остановка в холодную и мокрую погоду требует либо переодевания в сухое и перемещения в сухое (палатка, тент), либо жаркого костра. На ММБ нужна одна такая остановка, и лучше бы развести костер. Он ведь еще и прогреет хорошенько ;-)

10. Обувь для привалов ;-) Один вариант — всегда ходить в кроссовках, на привалах — либо тоже в кроссовках, либо босиком. (Босиком прямо по лесу ходить неудобно и медленно, но можно.) Все-таки хочется дать ноге подышать. В этот раз я захватил тапочки, сделанные из кусочка пенки ;-) Они почти не занимают места и почти ничего не весят, но они абсолютно бесполезны. Думаю, тапки а-ля «тапки для бассейна» ровно настолько же бесполезны в мокром лесу. Либо галоши :-), либо босиком, либо в кроссовках.

11. Сухое горючее. Нашел я как-то дома таблетки сухого горючего. Все хотел как-нибудь попробовать. И на ММБ захватил. Вот как раз с помощью такой таблетки я развел свой костер на промфинише в мокром лесу. Можно было бы и без него, но оно весит совсем мало и сильно экономит время. Почему бы и не использовать?

12. Укрытие. Я взял, как и в прошлый раз, веревку и два космических одеяла. В надежде сделать тент. В прошлый раз такой вариант показался мне жизнеспособным. В этот раз шел дождь, и такой вариант показался мне нелепым. В хоть сколько-нибудь серьезный дождь остаться сухим под таким «укрытием» невозможно. Этот факт просто оглушил меня своей очевидностью :-) Описать и понять сложно, но достаточно всего один раз посмотреть. Не надо недооценивать дождь. Теперь я не буду выходить из дома без настоящего тента — такого, который сильно натягивается в 6 точках и звенит как струна. (Бивачный мешок — еще одна опция, но я ее пока не рассматриваю. По сути, я мог завернуться в космическое одеяло и спать так. Но тент дает уголок сухости — там раскладывать и упаковывать спальник, перебирать сухие и мокрые вещи, и пр.)

13. Дождь. Нельзя недооценивать дождь. В этот раз он шел практически постоянно. Иногда переставал, иногда ослабевал. Но обычно шел. Дождь, во-первых, обладает охлаждающей особенностью. Но тут даже псевдонепромокаемая куртка помогла с этой особенностью справиться. Во-вторых, дождь обладает промокающей особенностью, и эта особенность поистине творит чудеса. Вода пролезает везде. Вода пролезает в запечатанный файлик с картой. (И, более того, пролезает не в том месте, где файлик был запечатан, а в другом. Файлик — не самая герметичная вещь.) Вода пролезает в полиэтиленовые пакеты. Иногда вода пролезает в два полиэтиленовых пакета. Я взял гермомешок для документов и телефона, правильно их свернул, и вода смогла просочиться даже туда.

Уже дома я обнаружил, что упакованный в непромокаемый полиэтиленовый мешок спальник был очень мокрым.

А все почему? Все потому, что я послушал некоторых советов, подумал и решил: «Вместо того, чтобы обеспечивать водонепроницаемость снаружи, лучше обеспечить ее изнутри». Раньше я все упаковывали в пакеты, а на рюкзак надевал специальный чехол. А сейчас я просто упаковал все в пакеты. В результате рюкзак набрал в себя больше веса, чем весил бы непромокаемый чехол, а внутри него вещи были либо мокрыми (если в пакете были дырки), либо просто влажными (если пакет хороший и упакован хорошо).

В общем, внешний дождевик для рюкзака нужен обязательно. Внутри, по-прежнему, все нужно упаковывать в пакеты, а документы и деньги — в специальные пакеты, а не в файлики или обычные п/э пакеты. Как минимум, в гермомешочек, только хороший.

Даже если предположить, что внутри рюкзака все вещи находятся в абсолютно непромокаемых пакетах, то эти вещи становятся мокрыми, пока мы их достаем и укладываем.

Поэтому, дождевик на рюкзак в походе — обязательная вещь. (Исключение: рейды, где ночевки и остановки не предполагаются.

14. Рюкзак. Помимо дождевика, есть и другие требования к рюкзаку, которые мне кажутся вполне оправданными. Я думаю, что вещи должны помещаться внутри рюкзака. Ничего не должно болтаться снаружи. Снаружи все становится грязным, цепляется за ветки и затруднят доступ к конфетам ;-) А еще у рюкзака должно быть побольше карманов. Если обычно для того, чтобы достать зажигалку, нужно снять пенку, снять бутылку с водой, открыть клапан, открыть основное отделение, достать пакет с одеждой, достать кружку, в которой лежит зажигалка, развернуть пакет, достать зажигалку (а потом еще раз проделать то же самое), то при правильном подходе можно будет достать из кармана непромокаемый пакетик с мелочами, и все.

15. Никогда. Никогда-никогда-никогда не берите фотоаппарат на ММБ. В поход — можно и нужно. На ММБ не надо :-) Это в походе «Время — деньги» :-) А на ММБ «Время — время».

P. S. Хотелось бы попасть в сильный дождь с хорошим тентом. Палатка, как известно, дождь держит, но со временем сама становится влажной (и к ее стенкам лучше не прикасаться). Интересно, что же происходит с тентом. Если его поставить высоко, вода может начать заливать. Если низко, будешь собирать воду все с тех же низких стенок.

Выводы на следующий ММБ

1. Иду один или автономно в группе (с возможностью окончательного и полного разделения)
2. Бегаю по дорогам
3. Не беру горелку. Ем хлеб, сыр, колбасу, батончики.
4. На промфинише развожу костер, греюсь и ем настоящую еду (макароны и тушенку). Лучше всего иметь одну емкость ~ 0,5-1 л одновременно в качестве кастрюли, кружки и тарелки.
5. Беру тент. Все вещи упаковываю внутрь рюкзака. Беру дождевик на рюкзак.
6. Вместо 2 л бутыля воды беру одну или несколько маленьких.

Бонус

Вот как выглядело мое укрытие за неделю до ММБ.

Укрытие очень рассмешило Бога дождя, он начал смеяться на старте ММБ в пятницу вечером, смеялся всю субботу и периодически похохатывал в воскресенье. Когда я его поставил на промфинише, укрытие выглядело настолько нелепо, что Бог дождя едва не начал плакать ;-)

• 1
насчет ног — есть еще вариант хороших треккинговых ботинок, они держатся один день по слякоти и успевают за ночь высохнуть.

А мне пока срочно надо заживлять мозоли на лапах. Бегать они не мешают (вот счастье-то!), а вот ходить, да по болоту...
В тренпоходе моя единственная проблема была с обувью. И даже не в жжении дело. Все остальное оказалось достаточным. кроме: отсутствия пластыря (которым нужно было залепиться сразу, а не потом) и ерундового спальника, который надо просто менять.

Но понравилось, уже хочу еще...

Да, твои проблемы с мозолями лечатся только обувью. Ну и еще носками хорошими.

Насчет пластыря — это хорошая вещь, чтобы в последствии скорректировать изначальный неправильный выбор носков и обуви. Я вообще ничем не клеился и не имел никаких проблем :-) Если бы где-то что-то начал натирать — да, можно подклеиться в процессе.

палатку при угрозе дождя окапывают по периметру окопом для стока воды, простите :)

(Deleted comment)

где-то я это уже слышал ;-)

Некоторые из тезисов показались мне до странного знакомыми и, более того, почти родными -;)
Рад прогрессу в ориентировании - в позапрошлые выходные он явно проклевывался

Я бы добавил один вывод, охватывающий все ранее сделанные: ММБ, как многое другое, "достигается упражнением".

Просто нельзя сразу сделать и исправить все ошибки; некоторые ты делаешь ранье, некоторые позже; из сделанных ошибок тоже не все исправляются сразу, а только те, которые доставили больше всего неудобств, и на которые нашлось эффективное противодействие.

Удачи, yola

>Когда я его поставил на промфинише, укрытие выглядело настолько нелепо, что Бог дождя едва не начал плакать ;-)

На промфинише я был в шоке людей, которые спят в мокрой одежде просто завернувшись в фольгу.
На их фоне твое жилище - роскошный отель.